Наименование проекта: AP09057871 Виртуальная форсайт-лаборатория как средство развития метакомпетенций в гуманитарном профиле.
Научный руководитель: Наурызбаева Эльмира Кенжигалиевна, кандидат исторических наук, ассоциированный профессор - главный научный сотрудник Проекта, обладатель звания «Лучший преподаватель вуза – 2016».
В настоящее время происходит трансформация рынка труда на быстро растущие сегменты экономики, использующие инновационные технологии, что проявляется в постоянных изменениях и усложнениях профессионально-квалификационных характеристиках трудовых ресурсов. В этих условиях востребованными и конкурентоспособными становятся кадры, обладающие широким спектром профессиональной деятельности, позволяющие быстро адаптироваться к быстро изменяющимся условиям работы, а также способные нестандартно мыслить, реализовывать творческие идеи и находить нетрадиционные решения профессиональных проблем.
Кроме того, в сложившихся обстоятельствах, согласно статистическим данным центра развития трудовых ресурсов РК, в весьма невыигрышной и, наиболее уязвимые позиции на рынке труда занимают специалисты гуманитарного профиля, поскольку индустриализация и динамика экономического развития повысили востребованность представителей технических специальностей.
Научная новизна Проекта состоит в использовании виртуальной форсайт-лаборатории как коммуникативного инструмента инновационной формы социального партнерства гуманитарного профессионального образования и заказчиков образования, направленного на развитие метакомпетенций у студентов гуманитарного профиля, с учетом будущих профессионально-квалификационных изменений, диктуемых рынком труда. Такая форма сотрудничества обогащает исследовательское поле, формирует базу для создания универсальных представлений о развитии метанавыков и метакомпетенций.
Цель исследования – создание эффективной Дорожной карты развития метакомпетенций у студентов гуманитарного профиля, с учетом будущих профессионально-квалификационных изменений, диктуемых рынком труда.
В этой связи для достижения цели и проверки гипотезы экспериментальное исследование включает следующие этапы:
- Первый этап – организационный, включает создание инфраструктуры виртуальной форсайт – лаборатории и ее информационное наполнение.
- Второй этап – исследовательский, направлен на непосредственное проведение форсайта в рамках виртуальной лаборатории.
- Третий этап – аналитический, предполагает общественное обсуждение результатов работы виртуальной форсайт- лаборатории и их распространение.
По результатам исследований, полученных в процессе выполнения данного проекта, планируется опубликовать 1 статья в рецензируемом научном издании, индексируемом в CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти), 2.статьи в журнале, рекомендованного ККСОН РК, 4 акта внедрения в образовательный процесс гуманитарного профиля авторских курсов по развитию метакомпетенций: «Психология конкурентоспособности», «Социальное партнерство в гуманитарном образовании», «Язык эффективной коммуникации в цифровой среде», «Фасилитация социально-гуманитарных стартапов», учебно-методическое пособие «Современные гуманитарные технологии» и монография «Виртуальная форсайт-лаборатория как средство развитие метакомпетенций в гуманитарном профиле».
Основным результатом исследования является Дорожная карта стратегического развития метакомпетенций у студентов гуманитарного профиля, с учетом будущих профессионально-квалификационных изменений, диктуемых рынком труда, которая будет представлять собой подробнейший сценарий развития метакомпетенций, последовательно приводящего к формированию специалиста гуманитария нового формата, способного адекватно отвечать на современные вызовы, обладающего новыми знаниями, способного их применять и, главное, способного их непрерывно обновлять. Структура Дорожной карты будет состоять из дерева целей, с акцентом на согласованные временными координатами событий и действий; задач, с указанием мер по достижению их, критических факторов и путей их преодоления.
Руководитель Проекта - Наурызбаева Эльмира Кенжигалиевна, к.и.н., доцент - являясь начальником управления по академической работе КРУ им. А. Байтурсынова непосредственно занимается разработкой модульных образовательных программ, где каждый учебный модуль разработан с учетом требований работодателей. Под ее руководством, в университете уже стало традиционным проведения методического семинара, с привлечением работодателей для преподавателей выпускающих кафедр на тему: ««Обновление содержания образовательных программ гуманитарного направления». Для расширения возможностей преодоления разрыва между требованиями рынка труда и системой подготовки кадров гуманитарного направления и была заявлена тема исследования «Виртуальная форсайт-лаборатория как средство развития метакомпетенций студентов гуманитарного профиля».
Описание работ в Проекте – руководство Проектом, проектируют сценарий форсайт-сессии, контролирует понимание задач и готовность к работе членов Проекта, разрабатывает квалификационные требования к экспертам и способы их привлечения, требования к информационному и визуальному оформлению виртуальной форсайт-лаборатории, к сценарию, определяет выбор методов и инструментария, определяет стейкхолдеров, систематизирует и анализирует результаты форсайт-сессий.
Руководителем проекта опубликовано более 40 публикаций, из них 5 публикаций, индексируются в базе Scopus, имеет индекс Хирша – 1. https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57189849875
Основные из них:
- Civil and Legal Activities of the Lawyer А. Turlybayev in Siberia at the beginning of the 20th century// Bylye Gody, 2017, Vol. 44, Is. 2 ISSN: 2073-9745 E-ISSN: 2310-0028 Format: Online с. 597-607, 0,62п.л. DOI:10.13187/bg.2017.2.597Corpus ID: 159410228. Scopus
- Transformation of the traditional power of Kazakhs in the Russian empire (on the example of the Kazakhs of the Orenburg Department) // Title: Bylye Gody, 2017, Vol. 44, Is. 2ISSN: 2073-9745E-ISSN: 2310-0028Format: Online PDF, 460-467. Scopus
- Preparation of Students of Pedagogical Universities to Guide the Project-Research Activity of Pupils. IEJME — MATHEMATICS EDUCATION 2016, VOL. 11, NO. 7, 2177-21857 Scopus
- Peculiarities of conducting military affairs in ancient tribes of Kazakhstan. Journal ANNALES, Series Historia et Sociologia, 25, 2015. ISSN 1408-5348 Scopus
- The features of organizing the virtual communication between young people. Life Scince Journal 2014; 11 (8s): 178-180. ISSN: 1097-8135 п.л. 0.2 Scopus
- Peculiarities of spreading world religions and its religious denominations in Northern Kazakhstan. // Journal of Scientific Research and Developmet 2 (3): 38-41, 2015 Available online at www.jsrad.org ISSN 1115-7569 2015 JSRAD. Страна Нигерия https://www.semanticscholar.org/paper/Peculiarities-of-spreading-world-religions-and-its-Kuzembayuly-Zhaslan/23434043e298b2aa0b49d9c82687ec3ed17af954
Члены исследовательской группы:
Главный эксперт Толеген Мухтар Адилбекович, профессор, кандидат юридических наук, доктор философии PhD, академик Академии педагогических наук РК –Почетный работник образования Республики Казахстан, обладатель звания «Лучший преподаватель вуза – 2014», обладателем гранта Фонда Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации, имеет Благодарность Первого Президента Республики Казахстан (2015), награжден нагрудным знаком «Ы. Алтынсарин», юбилейным нагрудным знаком «75 лет КазНУ имени Аль-Фараби» и медалью «75 лет Костанайскому государственному педагогическому институту». Автор более 70 научных статей и тезисов. Из них 4 статьи в журналах, индексируемых в Scopus. Имеет индекс Хирша 2. Scopus
Описнаие работ в Проекте – Главный эксперт, следит за сроками подготовки, координирует коммуникацию с экспертами, представителями СМИ и другими участниками сессии, обеспечивает своевременное получение необходимых для сессии артефактов.
Ведущий эксперт Бежина (Данилова) Виктория Валерьевна, доктор философии (PhD), ассоциированный профессор –оболадатель звания «Лучший преподаватель вуза – 2018», автор более 40 публикаций, из них 7 в журналах, индексируемых в базе Scopus, имеет индекс Хирша – 1. Scopus
Описнаие работ в Проекте – ответственная за привлечения целевых аудиторий (групп экспертов, стейкхолдеров), организации форсайт-сессий, ведет статистическую обработку результатов исследования, инструктирует участников форсайт-сессий, где объясняет их функции на форсайт-сессии, обновляет информацию в виртуальной форсайт-лаборатории.
Ведущий научный сотрудник Бримжанова Карлыгаш Сериковна, магистр – автор более 50 научных работ, имеет индекс Хирша 1 Scopus
Описание работ: - Ведущий научный сотрудник, ведущая форсайт-сессии, мотивирует участников (что делаем / зачем), обеспечивает выполнение (контроль и корректировка), управляет темпом работы, находит альтернативные способы достижения результатов для ускорения/замедления темпа; обеспечивает оптимальное психологическое состояние, руководит подготовкой визуального оформления всех необходимых для работы артефактов (шаблоны карточек (распечатка+исходник), методички по форсайту, инструкции для экспертных групп и др.).
Старший научный сотрудник Бримжанова Сауле Сериковна, магистр, докторант Phd кафедры информационных систем и информатики аграрно – технического института Костанайского государственного университета им. А.Байтурсынова , автор более 20 публикаций, из них 2 публикации, индексируются в базе Scopus. Описание работ: - построение архитектуры интерфейса виртуальной форсайт-лаборатории, обеспечение ее эффективной работы, устранения неисправностей аппаратуры.