Наименование проекта: AP08957382 «Детство в Казахстане: государственная политика и советская повседневность во второй половине XX веков».
Руководитель проекта: Бекмагамбетов Руслан Кабдугалиевич, к.и.н., ассоциированный профессор кафедры истории Казахстана, КРУ им.А.Байтурсынова.
Актуальность: Обращение к истории детства в XX в. связано с переосмыслением советского прошлого в нашей исторической науке. В этом отношении одними из спорных, неоднозначных, и привлекающих наибольшее внимание, представляются вопросы природы и социальной базы советского социализма. Современные научные концепции, претендующие на его целостное объяснение, во многом теряют свою универсальность, если оставляют за рамками своих исследований сферу детства, как особую область устремлений Советского руководства.
В отечественной гуманитарной науке исследование повседневной истории детства является новым и неразработанным. Научный интерес к изучению проблематики детства и советского детства в частности, обусловлен сегодня повышенным вниманием к детству и детям в современном казахстанском обществе. Изучение и переоценка прошлого опыта (достижений и ошибок) в решении «детских» вопросов тех лет позволят нашему обществу строить современную стратегию развития идеологии, институтов, государственной политики в области детства.
Цель работы - состоит в комплексном анализе проблематики советского детства, сложившейся из государственных замыслов и повседневных практик детей и взрослых, устремлений центральных властей и их воплощения в Казахстане.
В результате проведенных исследований получены следующие результаты:
- На основе архивных источников проанализирована идеологическая политика и институты советского государства в области детства в 40-80-е гг.,
- Проведен анализ историко-демографического аспекты детства в Казахстане в изучаемый период;
- Прослежены практики реализации советской государственной политики в отношении детей в Казахстане;
- На основе устной истории собран банк данных, позволивший определить, как отражалась государственная политика в области детства на повседневном мире детей Казахстана: домашнее пространство и школьная жизнь
- Издание и публикация полученных результатов в журналах, участие в конференциях.
Проведенные исследования и полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
- В исследуемый период основным социализирующим институтом стала общеобразовательная школа, на которую возлагались задачи привить детям советские нормы и морали, официальную модель поведения. В школе, помимо получения знании и усвоения официальной идентичности, у детей и подростков формировались основные навыки общения и взаимодействия, завязывались дружеские и товарищеские отношения. В ней они проводили большую часть времени, участвовали в пионерской и комсомольской жизни, превращаясь в «нормального» советского гражданина: грамотного, культурного, законопослушного, преданного родине. Влияние родителей на школьную жизнь было небольшим. Это свидетельствует об исключительной значимости школы, пионерской организации и комсомола в воспитании подрастающего поколения тех лет.
- массовой детской организацией исследуемого периода являлась пионерия, возглавляемая вожатыми. Интегрируясь в общегосударственные кампании, пионерская организация проходит сложные процессы. Пионеры, реализуя партийные задачи и распоряжения ВЛКСМ, превращались в послушное орудие партийных идеологов, пионерское движение крайне политизируется.
- Анализ архивных документов и данные респондентов демонстрирует, что в исследуемый период практическое воплощение модели «счастливого детства» в Казахстане наталкивалось на серьезные трудности. Это отразилось на демографической ситуации. В период развитого социализма государственная политика была направлена на повышение качественных показателей в сфере повышения рождаемости и охраны детства. Социальное законодательство должно было способствовать повышению уровня рождаемости и снижению смертности, особенно младенческой. Но вместе с тем, сохранялось ряд проблем: неразвитая сеть лечебно-профилактических учреждений; качество обеспечения оказания профилактической, общеврачебной и специализированной помощи.
- Через пространственно-предметную среду дома дети познавали себя и окружающий мир, рано включались в повседневные практики, основанные на индивидуальном решении, выборе стратегий выживания, уклонения. В домашнем пространстве этого периода сочетались элементы традиционной национальной сельской и урбанизированной культуры, «старая» религиозность и советская атеистичность, индивидуализм и коллективизм, приватность и публичность. На основании изученных источников приходим к выводу о материальной ограниченности и неустроенности детского пространства, но, несмотря на это, большинство респондентов характеризуют данный период как один из лучших в своей жизни.
- Вспоминая свое детство, интервьюеры хорошо помнят, как проводили свой досуг, практически каждый респондент говорил о занятиях спортом или творчеством, даже ученики сельских школ занимались в творческих кружках и спортивных секциях. В этот период партийные органы уделяют большое внимание развитию досуговой сферы детей и подростков. В каждом городе были Дома пионеров с многочисленными кружками и секциями. Работа этих учреждений строилась по программам, утвержденным министерством просвещения СССР и Центральным советом Всесоюзной пионерской организации.
- Уличная или дворовая жизнь также составляли важную часть внеучебного времени детей и подростков. Отсутствие родительского надзора, игрового пространства в доме привело к формированию особой уличной культуры. В результате из всего разнообразия официальных и неофициальных норм, ролей и моделей поведения ребенок интегрировал и впитывал те из них, которые были значимы для общества.
- Проведенное исследование демонстрирует совпадение пропагандистского идеала советского учащегося позднесоветской эпохи и воспоминаний людей о своем детстве. Подобное соответствие во многом свидетельствует о принятии, усвоении детьми тех идеалов, которые навязывала идеология. Школьные повседневные практики внедрения в детское сознание идеологических установок были вполне продуктивны.
Тезис о том, что в ребенке можно воспитать те качества и навыки, которые больше всего значимы для строительства социализма в 60-80-е гг. ХХ в. достиг своего апогея. образ активного маленького строителя нового общества постоянно корректировался вместе с политическим, социально-экономическим развитием государства и общества. Коммунистическая идеология определяла характер официальной социализации ребенка в исследуемый период и в какой-то степени «сглаживала» многие противоречия повседневной жизни. Дети и подростки тех лет быстрее адаптировались к меняющемуся послевоенному миру, рано взрослели, но при этом оставались детьми. Они воспитывались в ценностях своей эпохи: коллективизма, «равенства в нищете», солидарности, патриотизма.
По результатам исследований:
- Опубликована 1 статья и приняты в печать 2 статьи в журналах, рекомендованных КОКСОН МОН РК
- Подготовлены и приняты для публикации 2 статьи в рецензируемых научных изданиях, индексируемых
- Доложена и опубликована 1 статья в сборниках материалов международных научно-практических конференций
Список опубликованных работ
- Бекмагамбетов Р.К., Бимолданова А.А., Бекмагамбетова М.Ж. Советское детство Казахстана в 60-е годы ХХ века (по материалам газеты Казахстанская правда). //Отан тарихы, №2 (94), 2021 c.142-157 ISSN: 1814 - 6961 E-ISSN: 2788-9718DOI 10.51943/1814-6961_2021_2_142 https://otan.history.iie.kz/main/issue/view/31
- Бекмагамбетова М.Ж., Бекмагамбетов Р.К., Бимолданова А.А. Опиум для народа: атеистическое воспитание казахстанцев периода «развитого социализма».// Отан тарихы, №4, 2021 (в печати)
- Бекмагамбетова М.Ж., Бимолданова А.А., Турежанова С.А. «Здоровые дети - здоровое будущее» охрана материнства и детства в позднесоветском Казахстане (на примере Костанайской области).// Вестник КазНПУ им.Абая, №4, 2021 (в печати)
- Bekmagambetov R., Bimoldanova A., Bekmagambetova M. Space and everyday culture of children of Soviet Kazakhstan in 1950-1970. // Cultural and Social History (в печати)
- Bekmagambetov R., Bimoldanova A., Bekmagambetova M. The everyday world of Soviet schoolchildren in Kazakhstan and the state policy in the field of childhood in 1945-1965. (в печати)
- Бекмагамбетов Детская периодика Казахстана советского периода. //«Байтурсыновские чтения - 2021» на тему: «Независимый Казахстан: достижения и успехи как надежная основа построения динамично развивающегося государства XXI века»: Материалы международной научно-практической конференции 30 апреля 2021 года. - Костанай: Костанайский региональный университет имени А.Байтурсынова, 2021. – 241 с. ISBN 978-601-7481-91-9 С.29-33
Члены исследовательской группы:
- Бекмагамбетов Руслан Кабдугалиевич, к.и.н., ассоциированный профессор кафедры истории Казахстана, КРУ им.А.Байтурсынова. ScopusID:57193927512 ORCID
- Бимолданова Айгуль Амантаевна, магистр истории, преподаватель кафедры истории Казахстана, КазНПУим.Абая. ScopusID:57193930338 ORCID
- Бекмагамбетова Майсара Жаугаштиновна, к.и.н., профессор кафедры истории Казахстана, КРУ им.А.Байтурсынова. Scopus ID:57193929811ORCID